Рассылка от «Культура.РФ»
Нравится спецпроект? Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации.
10 режиссеров отечественного кино,
не посмотрев фильмы которых
невозможно считать себя настоящим синефилом

Считаете себя знатоком артхауса? Блокбастерам предпочитаете авторское кино? Почитаете Тарковского, Германа, Сокурова, Звягинцева? Ну а как насчет более далекого прошлого? Кого вы вспомните, кроме Эйзенштейна, если речь пойдет о первой половине ХХ века — эпохе высочайших достижений отечественного кино?
1. Евгений Бауэр

Классик немого кино. Снял более 20 фильмов. Первым стал продумывать установку света на съемочной площадке и изменение освещения во время съемки, необычные ракурсы, широко применял крупные планы, использовал съемку сквозь газовую материю для создания «туманного» изображения.

Фотография: kino-teatr.ru
2. Яков Протазанов

Снял более 100 фильмов. Картина «Уход великого старца» о Льве Толстом вызвала бурю негодования и была запрещена к прокату в Российской империи.

3. Лев Кулешов

Один из пионеров советского и мирового киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. Руководил документальными съемками на фронтах Гражданской войны 1918–1920 годов. Автор знаменитой книги-учебника «Основы кинорежиссуры», переведенной на многие языки мира.

Она содержала в себе открытия в области монтажного кинематографа, в том числе «эффект Кулешова» и «географический эксперимент Кулешова», считающиеся основами основ языка кино.

Фотография: kinovoid.com
4. Александр Довженко

По праву считается зачинателем и крупнейшим мастером национального украинского киноискусства.

5. Всеволод Пудовкин

Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Льва Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту.

6. Григорий Козинцев

В 1921 году в Петрограде вместе с Леонидом Траубергом организовал творческое объединение «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актера), где поставил спектакли «Женитьба», «Внешторг на Эйфелевой башне». ФЭКС воспитала ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Янина Жеймо, Елена Кузьмина, Сергей Герасимов, Олег Жаков и др.). С 1924 года Козинцев начал работать в кино. В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров.

Фотография: kino-teatr.ru
7. Леонид Трауберг

В декабре 1921 года совместно с Григорием Козинцевым и Георгием Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашен на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актера», многие принципы «Фабрики» режиссер соблюдал в своих кинокартинах.

Фотография: chtoby-pomnili.com
8. Абрам Роом

Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом поколении кинематографистов. Он создавал свое направление в кино. Главное — актер, и даже театральный, психологизм, бытописательство. Его кинематографический почерк сегодня назвали бы гиперреализмом, имея в виду сверхвнимание к среде, атмосфере действия, игре исполнителя с вещью, внутреннему состоянию человека.

Фотография: megabook.ru
9. Борис Барнет

Работу в кино начал актером в 1924 году, затем выступил как режиссер. В своем первом фильме «Девушка с коробкой» Барнет передал атмосферу нэпа с помощью лирики, тонкой иронии и эксцентричной буффонады.

Одной из вершин советского кинематографа стала первая звуковая лента, снятая Борисом Барнетом, — «Окраина». Режиссер использовал новаторские приемы монтажа и преподнес тему войны и революции в небольшом городке с совершенно неожиданной стороны.

Фотография: seance.ru
10. Марк Донской

Внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, совместно с Владимиром Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом.

В этой картине Донской обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин. Итальянские неореалисты почитали Донского как своего предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни, внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности.

Фотография: pimpam.ru
Перед вами 10 имен режиссеров советского кино, не посмотрев фильмы которых невозможно считать себя настоящим синефилом. Сохраните список и начинайте смотреть их шедевры. Без суеты и спешки его вам хватит надолго. Помните, великое старое кино требует умного и чуткого зрителя. То есть такого, как вы…
Текст подготовлен Государственным центральным музеем кино.
Подписывайтесь на рассылку портала «Культура.РФ» и еженедельно получайте наши лучшие публикации.